На фото расстыковка корабля "Союз МС-18",
снимал космонавт Роскосмоса Пётр Дубровин
вы на странице для родителей
АЛЕКСАНДРА — окончила факультет гуманитарных наук Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», компьютерный лингвист. Если вы спросите у "Яндекса", что это такое, он ответит, что это профессия будущего. Такие специалисты должны одинаково хорошо разбираться и в лингвистике ‑ в том, как устроен язык, и в программировании. Они, например, разрабатывают алгоритмы распознавания текста и звучащей речи, создают компьютерные системы перевода с одного языка на другой и шустро движутся к созданию искусственного интеллекта. Александра использовала навыки web-мастера — сайт DICTARE-MENTIS ее рук дело. Она придумала и нарисовала образы Светы, Вовкии и Вадима Савельевича Ворота - учителя математики.
ЕЛЕНА — литературный редактор, ну с очень солидным стажем. Окончила факультет журналистики МГУ и до сих пор работает в разных хороших московских издательствах.
Считает, что "врожденной" грамотности не бывает, а вот стать грамотным вполне по силам каждому. Например, регулярно тренируясь на сайте DICTARE-MENTIS, где именно Елена следит и правит структуру предложений устной речи наших роботов (Диктара и Менти). Все мы знаем, что надо больше читать, а вот о том, что надо больше слушать, как-то забываем. Так что наш девиз: выслушал дитант, понял смысл услышанного – тогда больше диктантов, пусть трудных, но интересных!
НИКОЛАЙ — идейный вдохновитель, сценарист, оператор, фотограф, реквизитор и дизайнер проекта DICTARE-MENTIS. Окончив физический факультет Московского государственного педагогического университета, поработал в школе и колледже и понял, что педагогический энтузиазм в учительской не приветствуется. По жизни пришлось идти другим путем, но привычка учителя физики к научному познанию мира и стремление делиться знаниями никуда не делись. Считает и может доказать, что родной язык человека является системообразующей основой его личности, однако из собственного школьного детства вынес стойкую нелюбовь к "диктантам на правила". Поэтому придумал аудиотренажер, который позволяет тренироваться, причем совершенно самостоятельно, столько, сколько нужно, и попутно узнавать много чего нового. В первую очередь о русском языке и работе собственного мозга.
Николай: Мы написали в самом начале сайта, что сделали домашнего робота как помощника для учениц и учеников от 5 до 15 лет.
Александра:Помощник потому, что ребят «от 5 до 15» учат в школе учителя, а роботы только информируют. Даже домашние.
Елена: Помощника ищут только тогда, когда стало известно, какой нужен результат, но достичь его трудно или не получается.
Николай: Есть универсальная подсказка, которую часто используют спортивные тренеры. Как верно уточнила Александра, тренер постоянно информирует спортсмена — голову прямо, согни колени, спину держи…
Елена: Думаю, что тренер сначала сам показывает, как надо двигаться, показывает — как держать руку, пятки вместе – носки врозь…
Александра: «Пятки вместе – носки врозь» — это в балете, а на теннисе — «носки вместе – пятки врозь».
Николай: На любой тренировке тренер прежде всего показывает, а значит, информирует о том, что и как надо делать.
Елена: Важно уточнить, что наш робот-помощник расскажет и покажет, но тренироваться будущий чемпион должен самостоятельно.
Николай: Если тренировать мы станем слух, память и терпение человека, то робот с нашей помощью легко сможет проинформировать о том, как и что надо сделать. Наш робот умеет говорить, умеет показывать мультики, и терпения у него много больше, чем у самого терпеливого человека.
Александра: У спортсменов голова с умом дружит, и они сами могут понять, что следует повторить упражнение ещё раз, а потом и ещё раз, если ошибки повторяются.
Николай: Верное замечание. Это как в школе: если ответ на задание учителя правильный, то первая тренировка закончена, пора переходить к следующей…
Елена: В школе первые тренировки всегда простые: выслушать и показать, выслушать и повторить, выслушать и написать. Если показал, повторил, написал правильно, то это отличный результат. Тренер об этом обязательно скажет.
Александра: Это не обязательно. Задания учителя в школе, как и нашего робота, — это как удобная для бега беговая дорожка. Задания — это как гантели или штанга, как турник, как прыгалки. Когда отвечаешь правильно на вопрос — это тоже самое, что и добежать до конца дорожки, поднять гантели пять раз, штангу с пола на вытянутые вверх руки, как подтянуться десять раз на турнике, а на каждый прыжок сделать два оборота прыгалками…
Елена: Надеюсь, что ученицы и ученики понимают, что результат их тренировки с нашим роботом-помощником своего слуха, памяти и терпения нужен не столько их мамам или папам, бабушкам или дедушкам, а нужен им самим. Поэтому не выполнять задания робота и ждать его ответ в конце упражнения не стоит.
Александра: Я помню, что очень важно для самоуважения уже в первом классе самой получать правильный ответ быстрее всего класса, даже если о найденном в своём уме ответе не успеваешь сообщить учителям или родителям. Любой ребёнок точно сам знает, что он был первым.
Николай: Согласен, позвольте продолжу… Полное имя нашего робота длинное — «Диктаре-Ментис Ники-Павл Двадцать Семь Одиннадцать Дробь Девятнадцать Пятьдесят Три, Дубль Один».
Мы придумали, что нашему роботу было бы полезно играть две роли, чтобы наши слушатели присоединялись к спокойному и умному диалогу. Для этого я нашёл у мастеров «Звукограмма» два голоса. Один голос имеет низкий мужской тембр и называет себя Диктаром.
Александра: Диктар, как мне кажется, очень хочет стать таким же умным, как человек. Поэтому ему захочется всё время демонстрировать свою «безграничную» память и способность «молниеносно» сообщать правильный ответ, который мы, люди, ему подсказали в самом начале…
Елена: И конечно, нам потребовался ещё один голос, который будет иметь тембр более высокий, чем у Диктара, и этот голос будет похож на женский. Мы дали ей имя Менти.
Николай: Роль Менти очень важная. Она помогает Диктару подробнее и точнее объяснять задание, не допуская суеты и поспешности.
Александра: Роботы не устают, ничего не забывают. Всегда готовы по решению человека исполнить команду «ВКЫЛ» и приступить к тренировке. Роботам не трудно ученицам и ученикам именно с 5 и до 15 лет много раз вежливо, разборчиво и точно повторить условия любого задания. И так же легко и, главное, без обид выполнить команду «ВЫКЛ» после проверки выполненного задания.
Елена: Мы надеемся, что роботы Менти и Диктар помогут улучшить универсальные учебные действия: слух, память и терпение.
Николай: Терпение — вот мать учения.
Александра: Надеемся, что тренировка терпения придаст ученицам и ученикам с 5 до 15 лет капельку «хладнокровия» — истинного признака мудрости.